вторник, 21 мая 2013 г.

Чогду орук




"Чогду орук. Тофалария".(род Кара-Чогду). Тофалары (Тофы).
Художник Русин Сергей Николаевич
Тофалария - Большой Саян

      Ленточки счастья
      Таежный оленевод и охотник Чогду и я, художник Русского географического общества Русин Сергей Николаевич, кочевали к истоку Ии по труднодоступному, малопосещаемому району Центральных Саян. Мы путешествовали по кочевым горно-таежным оленеводческим тропам таежников из Тофаларии в высокогорную тундру Белогорья Республики Тыва. Наша экспедиция была посвящена замечательным датам, 100-летию единения Тувы и России, основания города Кызыла и 70-летию вхождения Тувы в состав СССР. По всему маршруту путешествия, мы подвешивали в почитаемых местах и дарили таежникам при встрече праздничные ленточки Джалама из цветной шёлковой материи, в знак уважения и пожелания счастья.
      У сложного косого брода Чогду слез с оленя и отрезал кусок веревки. Подвязал его к дереву на берегу с просьбой удачно перейти реку. Дождей не было несколько дней, и вода была не большая, но брод оставался для перехода сложным. По скользким крупным камням сильными струями неслась вода. А между камнями были промыты глубокие ямы. Чогду взял длинный шест и, упираясь им о неровное дно, стараясь не терять равновесия, осторожно перешел горную реку по камням. Я повторил переход. Олени, цепочкой сдирая кожу с ног, скользя, оступаясь и чихая от воды, с трудом пробрались на другой берег за ним следом. Отдохнув, мы побрели по тропе вдоль левой каменистой речке. У тропы стремительной Холбы нам часто встречались ленточки Джалама подвешенные на деревьях. Ленты. Они были из шёлковой или простой другой цветной материи, встречались и кусочки веревки, они были повязаны на деревья в разное время, и успели выгореть на солнце. Места привязывания ленточек выбирались не случайно. Здесь духи местности себя доброжелательно проявили. Такие места выделялись кочевниками, как почитаемые. Сюда таежники приезжали, для проведения различных обрядов добывания промысловой удачи и бережного сохранения охотничьих угодий.
      Кочуя по тропе в исток ручья Холбы, мы приблизился вплотную к горе, где начинался подъем, из-за своей крутизны, он казался значительно выше окружающих его гор. Мы поднимались по бесконечным извилинам тропы и перед нами открывался пейзаж украшенный многочисленными чистейшими и ледниковыми озерами, водопадами со снегом и моховыми болотами, перемешанными с камнями. Мы с любовью рассматривали этот тихий, милый таежный мир Тофаларии. Тропа казалась очень тяжелая, по ней постоянно, во всех направлениях текла вода. Жалея уставших оленей, Чогду и я шли пешком. На большую высоту перевала и при крутом подъеме необходимо было преодолеть 25 зигзагов – их называли «25 сожалений». Задыхаясь, пыхтя и проливая пот, мы с каждым шагом вспоминали каждый свое прошлое. Чувство печали, скорби, раскаяния и бесплодные сожаления о минувшем, жгли упреками наши сердца. Сожалели о не реализованных возможностях и о том, что все хорошее, так быстро проносится в таежной жизни. По глупости наделал много о, чем сегодня сожалел, что брал с тайги лишнее. Внутренний голос говорил себе, что если духи простят, и мы взойдем на высокий перевал, обязательно исправимся. В будущем наши поступки будут благородными. Перед подошвой сложного перевала, начиналась горная тундра. Чогду остановился на стоянку у старого ветвистого кедра, к которому были приставлены шесты чума. Место было выбрано хорошее и в плохую погоду, здесь можно переждать, закрывший перевал туман, дождь или снегопад. Отдохнуть и подумать перед дальнейшей дорогой под охраной доброго духа-хранителя. Погода стояла хорошая, но Чогду дал отдохнуть оленям, развел кочевой костерок. Мы попил чай, пошли по подымающейся вверх тропе.
      Длинный, кажущийся бесконечным подъем закончился на подошве перевала, и встретила Чогду сложенная из камней пирамида Оббо, предупреждая об опасностях пути и о правилах поведения в почитаемом месте. Здесь не стоило шуметь и тревожить духов. Место было пустынное, золотисто - рододендровый участок горной тундры был желтым от цветов, а воздух был наполнен запахом свежее разрезанного яблока от багульника Саган-Дайля и озерной влагой. Чогду отдышался, удары его сердца стали спокойными. Чогду сделал ленту из ткани. Осторожно, с угрызением совести, но и испугом, оторвал из своей, пропитанной солью и потом рубашки, полоску ткани. Привязал ее к веточкам кустарника карликовой березки, раскаявшись, искреннее попросил прощения – успокоил духов, смотрящих в его сокрушенное сердце.
      Пройдя по перевалу, он увидел на самой вершине оленный камень, давно сооруженное проезжавшими кочевниками строение, а за ним развиваются на ветвях кустарника ленточки Джалама, благодарность за благополучный переход. Все веточки кустарника были повязаны ленточками и тряпочками - на счастье. Кочевник с доброй иронией, почувствовал, что следующие шаги будут легкими и попросил здоровья для всех близких, хорошей погоды, удачной тропы. Чогду достал чистую, совсем новую ленточку, красного цвета, яркую и красивую – считая ее лучшим подношением духу-хранителю. Три раза обошел вокруг священных камней и подвязал ленточку к ветвям кустарника. Ленточкой мы отметили 70-летие вхождения Тувы в состав СССР и вспомнили заветы отцов и дедов, уметь дружить и помогать друг другу. Поддерживать межнациональный мир и межконфессиональное согласие. Учить детей беззаветно служить своему Отечеству. Мы должны быть достойны прекрасного наследия! Должны ответственно относиться к судьбе республики Тыва и родной Тофаларии, как и наши предшественники.       Эти подвязывания он соблюдал неукоснительно, как это делали его предки, все поколения кочевых таежников, сохраняя свою уникальную и неповторимую культуру. Подвязывая ленту, Чогду называл своих соседей, знакомых и благодарил от имени каждого своего родственника. Он с детства помнил рассказы бывалых таежников, что ленты преподносили кочевые оленеводы по любому праздничному поводу, на свадьбе, рождении ребенка, окончании школы, при встрече родственников. В таких счастливых случаях преподносили яркие праздничные ленты счастья. Такие ленточки символизировали награду, поздравление и свидетельствовали, что оленевод желает заручиться поддержкой и ожидает помощи. Ими, обмениваясь в знак примирения и дружбы. Ленты подносили в развернутом виде на ладонях обеих рук, это означало, что все благие пожелания направлены уважаемому человеку. Принимают ленты также почтительно обеими руками. Принимающий должен поклониться, касаясь их лбом, затем может накинуть на шею или сложить и убрать за пазуху к сердцу. Нельзя выбрасывать ленты, это осквернение жизненной энергии. Сватая невесту, Чогду женихом подносил своей будущей жене ленточки Джалама в чуме ее родителей. А невеста, прибыв жить к Чогду, она привязывала красную ленту к шесту их нового чума. Взаимные подарки кочевников лентами друг другу при встрече в малонаселенных горно-таежных пространствах всегда считались обязательными, в знак уважения и пожелания счастья. По обеим сторонам сложного перевала, на золоте тундры покрытой цветочным ковром, рос редкий кустарник и горный багульник Саган-Дайля. Склоны серебрились белым ягелем и кашкарой. С перевала открывался очень красивый вид на бесконечные просторы с громадами горных хребтов и острые массивы. На перевале Чогду и оленей обдувал прохладный ветер. Чогду привязал лоскутки ленточек к рогам оленей, с надеждой, что с ними все будет благополучно.
      Я достал карту местности, и мы осмотрелись, перевал соединял долины нескольких рек. Опытным взглядом кочевого таежного оленевода Чогду рассмотрел, что тропа разделялась на три плохо различимые тропинки, ведущие на спуск через перевал. Считая, что подношения и ленточки повлияли на безошибочный выбор правильного направления. Чогду внимательно изучал местность, стараясь не ошибиться и выбрать верного пути. Он просил духов дать ему разум и внимание. Его звала тропа уйти влево, ведущая в древности к монгольским перевалам. Засоренная камнями и заросшая карликовой березкой тропа, местами вымощенная плитами, виляла вдоль по хребту, зигзагами огибая гольцы, полого подымаясь и не круто поворачивая среди россыпей камней, огибая снежники и озера, зарастала карликовой березкой и уходила в исток левого ручья. Чогду всматривался еще внимательнее в высокогорную тундру, покрывающую вершины гор. Тропа, заманчиво манящая вправо, на высоте выше двух тысяч метров огибала красивейшее озеро горных духов и уходила вверх среди высоких скал покрытых снежниками. Минуя глубокие вертикальные обрывы к озеру и в исток ручья Хиаи, по которому можно, вернутся назад, в верховья Ии, описав огромное кольцо по Центральным Саянам. Обе реки вытекали из одного озера.
      Прямо с седловины перевала по склону виднелась еще одна лента тропы. Верхняя и нижняя ее часть, идущая зигзагами над узкой крутой щелью по срезу в крутом южном склоне горы, вдоль отвесных гранитных массивов. По логу, протянувшемуся вниз, при спуске с сильным ощущением высоты. По ней необходимо было преодолеть 25 зигзагов – называемых «25 радостей ». С подошвы перевала, Чогду провожала сложенная из камней еще одна покрытая мхами пирамида Обо. С чувством глубокой надежды, Чогду подвязал ленточку Джалама белого цвета из новой материи, ни разу не стиранной, оторванной от цельного куска ткани, из которого ничего еще не было сшито. Чогду называл и благодарил по имени каждого из хозяев окрестных гор, источников, озер. Он с детства помнил рассказы бывалых таежников о наделении таких мест различными духами-хозяевами гор. По преданиям они обладают тонкими свойствами души человека. Благодарил самыми ласковыми словами, встречающую нас прекрасную природу Республики Тыва - Край бездонного неба и чистых озер. Ветер развивал Тофаларские ленты, нашептывая духам Тувинских гор прекрасные и красивые слова Чогду. Лентами счастья, оживляя гранит холодный горной тундры Центральных Саян, легко кочуя с верой и надеждой, что будет удача и успех, путешествовали таежник Чогду и художник Русин Сергей по тропе предков вдоль реки Додот на праздник дружбы в Центр Азии город Кызыл.

Комментариев нет:

Отправить комментарий