суббота, 22 июня 2013 г.

Нерха



В тундре серебряными слитками лежат олени на белом снегу,
В лентах из ткани разного цвета украшено небо горного лета,
Зубцы и снежные вершины орнаментами сплетают свет и тени,
Причудливые горные хребты в сердцах рождают светлые мечты,
На перекрёстках разных троп, чтобы надеяться о счастье вечном,
Параллельными мирами в уме играть фантастикой непонятых идей,
Искать впотьмах или на ощупь, а видеть в золоте цветы и солнце.

"Нерха. Тофалария".(Шибкеева Катя, род Кара-Чогду). Тофалары (Тофы). Портрет. Живопись. Холст. Масло. 80-80см.
Художник Русин Сергей Николаевич
Тофалария - Большой Саян

      Душа тофаларов в картинах

      Тофалария. Цветы тундры

      Кочуя мимо Обо, Керексур и наскальных изображений встречающихся у троп на горных перевалах, на горных хребтах, на берегах рек, у аршанов и озер. Совершая обряды поклонения хозяину гор и принося подношения в виде камней и ленточек из тканей. Старый таежный кочевой оленевод-охотник из рода Кара-Чогду перекочевывая с озер Додота по тропам Додо-Ишхэ и Хойта-Оки, перевалил врата перевала Хурэгтык-Дабан и направляясь к каменным выкладкам в верховьях Холбы и Хиаи. Кара-Чогду спешил. Он должен прибыть на место до дня летнего солнцестояния.

      Сегодня он сидел у кочевого костра, кипятил воду и растирал кирпичный чай в порошок. Он с детства привык пить чай, с оленьим молоком, маслом, мукой и солью. Для отдушки чайного напитка, добавлял сухие цветы Саган-Дайля. Благодаря приятному и сильному аромату и небесному вкусу, эта трава придавала чаю удивительный яблочный аромат. Летом запасы кончались, и охотник кочевал на тайные луга высокогорной тундры в вершины Саян, собрать новый урожай душистого багульника. Он знал способы лечения травами, которые употребляли медведи при своих недугах. Проникнуть в секрет ему удавалось, выслеживая больных животных. Не один раз видел, как раненый зверь приходил отлеживаться в заросли гольцевого багульника и со временем выздоравливал. В старые времена существовало поверье, что тот, кто найдет место, где растет Саган-Дайля, будет всегда здоров. Остался еще один дневной кочевой переход к Священным лугам и Кара-Чогду остановился отдохнуть. Грел, сидя у костра, уставшие ноги, и ощупывал амулет, на котором красовался маленький мешочек с легендарной травой. Когда оленевод брал его в руку, и мягко сжимал, он выделял аромат горного лета.

      Мешочек был наполнен травами год назад и сегодня, не потерял чудесный запах, но предки завещали роду, травы в амулете менять сбором нового урожая. Носил его Кара-Чогду, как украшение на одежде, иногда помещал на оленя или в жилище, иногда вешал на стойбище. Искусство изготовления амулетов передавалось по наследству. Предкам образ амулета был подсказан вещими снами. Охотник мастерил травяные амулеты из шкуры животного напоминавший по форме птицу, обшивал сухожилиями и украшал когтями медведя. К нему прикреплялся мешочек из ткани, с высушенной травой продлевающей жизнь. Подбирал ткань нужного цвета, чаще белого, который означал защиту, очищение, спокойствие. Завязывал мешочек с травой ленточкой красного цвета, который означал здоровье. Выбирал для мешочка заботливо ткани из натуральной материи типа шерсти или хлопка. Ткань использовалась не всегда. Бывали тяжелые времена, когда травы носили в кожаных, меховых мешочках. Состав из трав, иногда менялся, к багульнику добавлял другие травы, завязанные в кусочки ткани. Иногда к амулету подвешивал золотой корень и пластинку рога Северного оленя. Амулет иногда зашивал в одежду, чтобы защититься от болезней. Каждый год охотник заменял мешочек на амулете свежей травой, а отслужившую траву рассыпал в кочевой костер.

      Несколько дней Кара-Чогду кочевал тайными тропками по заснеженным горам и туманным перевалам, искать и собирать травы продлевающие жизнь. Сокровища, которые хранят в себе Центральные Саяны, поистине непостижимы и уникальны. Поиски трав уводили Кара-Чогду от забот и суеты. Высокие скалистые горы, вековые кедры, мягкие альпийские луга, стремительные реки, бездонное небо, золотисто -рододендровой горной тундры поражали первозданной чистотой и свежестью Кара-Чогду. Предки его рода издавна считают душистый багульник Священной травой продлевающей жизнь. Устав от тяжелых кочевых переходов Кара-Чогду, в горах пил отвар душистых цветков, чтобы снять усталость в ногах. Саган-дайля растет высоко в горах, на каменистых склонах, изредка, в верхней части лесного пояса. Места, где растет Саган-Дайля, Кара-Чогду держал в тайне. Эти луга всегда были секретны и доступны только ему. Имя Саган-Дайля, дали растению, за красоту и душистый запах чудесных цветков. Цветок своей дурманящей красотой покорил сердце Кара-Чогду, и он сочинял мифы о нем. Влюбившись, молодая красавица в образе птицы явилась к охотнику. Они кочевали вместе по тайге, но охотник решил кочевать в высокие покрытые туманом горы, оставив красавицу одну на стойбище. Одиноко и скучно стало птице на опустевшем стойбище, и она полетела за ним. Долго летала и искала в тумане гор любимого и не нашла. Вернулась и снесла яйцо, из которого вышло на свет Солнце. Парило солнце, в небе, над Миром гор, и помогая птице искать любимого, светило изо всех сил. Птица летала в солнечных лучах, стараясь рассмотреть, в туманных скалах кочующего охотника. Но не могла увидеть его в распадках и расщелинах гор. Солнце видело огорчение птицы, и каплями слезы стали падать на горы. Слезы солнца прорастали в виде маленьких белых цветков, напоминая Белые крылья птицы. Охотник, кочуя в тумане, увидев цветы, вспомнил о том, что Птица ждет его. В глухой тайге Саян и сегодня живет таинственная Птица. И если Кара-Чогду почувствует себя плохо, в одиночку кочуя по перевалам, он поджигает пучок сухого багульника. Всегда явится Птица на его чудесный запах, впитывая в себя все ароматы дыма. Затем парит в воздушном танце, над больным кочевником и изгоняя из него болезнь. В Саянах и сегодня, существует поверье, что багульник в полнолуние способен открыть охотнику секрет гор и привести его к удаче.

      У кочевого костра от кочевого охотника можно услышать много легенд о Саган-Дайля. Узнать про разные способы приготовления чая, и его полезные свойства. Чай, обладает чудесной способностью вселять в Кара-Чогду силу, бодрость, работоспособность и выносливость. Добавление одного листочка или цветка на чайник для заварки, действительно повышает работоспособность в горной местности. Применял Кара-Чогду отвар при заболеваниях желудка, ревматизме. Обмывал им резаные раны. Применял при понижением работоспособности, головной боли, вялости и бессоннице, при недостатке кислорода кочуя по хребтам и горным перевалам. Высокогорные травы очень сильны и Кара-Чогду помнил о передозировки, чтобы не впадать в транс. Собирал Кара-Чогду цветки, высушивал в тени, старался растолочь в тонкий порошок, смешать с пчелиным медом. Этот состав употреблял на гольцах, где нет воды.

      Старый охотник уснул и во сне увидел образы багульника на гольцах, амулет и солнцестояние в лучах Керексур. Снилось, что все здоровы, счастливы на стойбище и он дарит амулет молодому сыну для умножения рода Кара-Чогду.

Комментариев нет:

Отправить комментарий