В красоте лучезарной высокий, необъятный небосвод,
Солнце ночное и звёзды в лазури сияют над горами,
Рассеивая сны прозрачно-серебристых ярких звезд,
В темно- синей сфере, светила бессонницей блестят,
Искра полярная прошепчет тайну кочующим оленям,
Смотрящих па тропу, идущую вглубь небесных гряд.
"Мизара. Тофалария".(Мухаев Константин, род Кара-Чогду.). Тофалары (Тофы). Портрет. Живопись. Холст. Масло. 80-80см.
Художник Русин Сергей Николаевич
Тофалария - Большой Саян
Силуэты Центральных Саян. Тофалария
Свой идеал красоты художник ищет в простых лицах таежников. Он поэтизирует жителей горно-таежного края под влиянием современных экологических теорий о естественном, а значит и прекрасном человеке живущим цельно с природой и исполняющим свое истинное предназначение. Его искусство тихо полемизирует с миром высокой цивилизации. В портретах кисти Сергея Николаевича прописаны характеры таежников, передано физическое сходство, герои легко узнаются и интересны для наблюдения. Люди запечатлены на фоне пейзажей золотисто-рододендровой тундры в отрогах горных склонов и блестящих снегов на гольцах. Героев его картин окружают олени, охотничьи собаки. Все заняты повседневными делами, отдыхают, приготавливают пищу или кипятят чай на кочевом костре. Это философские размышления о жизни и времени, незабываемая летопись прекрасного народа. Когда всматриваемся в картины, кажется, что руки таежников пахнут дикой ягодой. Художник любовно улавливает, через внешние черты, суть личности - способность учиться понимать природу и помогать тем, кто не успел это познать, разобраться во внутренних переживаниях и движениях души. Мы переживаем вместе с героиней картины, раскрывающей заботу Шибкеевой Галины, о маленькой собаке с больной лапкой и мы верили, что она ее вылечит, и она станет в тайге преданным помощником. В эфемерной красоте высокогорной тундры, единство Болхоевой Жанны и первозданного мира воспринимаются долговечным. Все портреты передают пульс времени. Это своеобразное путешествие по миру красоты, впечатления увиденного. Портрет молодой мамы Шибкеевой Кати, утром на перекочевке расчесывающей густые черные волосы своим детям, вплетая украшение в виде традиционных свисающих лент, любуясь непосредственностью и искренностью эмоций. Это – один из многих созданных Русиным образов счастливой человеческой жизни. Картины пленяют жизненной силой и душевной простотой.
Впечатления, переживания, приключения по ходу маршрута описаны в дневниках путешественника, интересны общественности. Дневники опубликованы в сети Интернет, и мы отслеживаем всё, что происходит во время путешествия. Пишет ли художник портрет хранителя языка бабушки Арактаевой Светланы Дмитриевны или встречается с путешествующей из Тувы семьей - потомками знаменитого рассказчика преданий и мифов Андалаева. Творческие работы дополнены фотографиями и интересными литературными материалами о впечатлениях от встреч по всему по маршруту. В рамках экспедиции он проводятся мастер-классы для местных жителей. По всей нитке маршрута, помимо художественных задач путешественник ведет метеорологические и этнографические наблюдения. Восхождение на почитаемые гольцы высокогорной тундры, кочевки по хребтам и перевалам, длительное пребывание на стойбищах идёт на пользу искусству художника, дополняет его работы деталями и обогащает оттенками, избегая поверхностности. Когда художник живет рядом с людьми, занимающимися повседневными делами в горах и пишет их портреты под палящим солнцем и ледяным ветром у костра, они могут быть по-настоящему правдивым и глубоким. Живописец начинал свой творческий путь с Тофаларии, и выбрал её по принципу безусловной географической удаленности и первозданности. Эмоциональный заряд от первых экспедиций он получил такой, что остановиться не смог. Он пишет портреты в ходе одной экспедиции, часто несколько раз возвращаться в одно и то же место или просто проводит длительное время рядом с таежниками, присматриваться, чтобы люди открылись сердцем, пошли на встречу. Стараясь быть готовым создавать новые портреты, дополняя их интересными черточками, постепенно срисовывая образ жизни.
Серии картин и дневники постепенно оформляются в «Энциклопедию Тофаларии». Из просветительского цикла художника, зритель может узнать об истории, географии, интересных природных особенностях региона, познакомиться с традициями. Получилась Тофалария в веках и лицах, своеобразная серия многолетней работы. Все картины из этого цикла созданы не за одну экспедицию. Художник стремился вжиться в регион, терпеливо ожидал хорошей погоды и красивых пейзажей, находил интересных людей, по ходу дела ему приходили интересные сюжеты, – ведь когда приезжаешь в первозданный регион, не затронутый цивилизацией, действительность вдохновляет творить. Глубокая по мироощущению и разрешающая искусством различные задачи, живопись дополняет культурную жизнь. У этого проекта есть перспективы развития в Интернет - пространстве. Образовательный портал мог бы сделать доступными для всех учеников собранные художником фото – и литературные материалы и вдохновить рисовать и участвовать в конкурсах – выставках.
Территория оленеводческих пастбищ и охотничьих угодий таежников, обладает большим разнообразием объектов творческой деятельности. Написать мир Центральных Саян за один или два сезона экспедиции сверхсложная задача, но сегодня просматриваются хорошие результаты, и мы читаем дневниковые записи и всматриваемся в портреты на выставках. Осмысление действительности, сущности таежника, отношения с окружающим миром пусть остается в центре внимания художника. Активно развивая данный проект, сохраняется художественная и фактическая составляющие, используются интересные факты. Наш Сибирский край удивителен, разнообразен, неповторим и хорошо, что путешественник не стремится зрителя поразить эффектам, его искусство правдиво, это реальность. Спускаясь в глубины непосредственности поведения, он обращает внимание на самого человека, раскрывая таежную тайну взаимоотношений человека и природы. И мы зрители, познавая жизнь человека в первозданном мире, сможем глубже познать себя, сделать себя мерилом жизненных отношений и постараться устроить мир истинно по-человечески, согласно требованиям природы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий