понедельник, 6 мая 2013 г.

Кара орук

т



Русин Сергей Николаевич

      Регион проведения проекта:
Россия, Иркутская область, Нижнеудинский район, Тофалария.

      д. Нерха - р. Хальта – р. Джуглым – р. Няндерма - р. Уда – п. Алыгджер – р. Кара-Бурень – р. Дугольма – р. Хуруг-Ой – р. Ар-Ой – р. Хайлома – р. Куктей.

      Цель проекта: Art-экспедиция по древним горно-таежным тропам и стоянкам таежных кочевых оленеводов и охотников, в уникальные, труднодоступные, малопосещаемые районы. Рассказать об удивительном и прекрасном. Создание живописных портретов кочевых таежников. Создание художественных произведений о Северном олене из редкой популяции лесного подвида находящегося на грани исчезновения и занесенного в Красную книгу.

      Краткая информация о проекте:
Познание окружающего мира и пропаганда географических знаний. Пропаганда красоты редких видов животных природного комплекса Центральных Саян. Привлечь внимание общественности к уникальности традиционного образа жизни кочевых таежных оленеводов и охотников Тофаларии, самого малочисленного народа на планете Земля. Пробуждать интерес учеников к познанию своего края и вдохновлять на творчество и участие в Международных конкурсах-выставках «Красная книга глазами детей» и «Мифы Сибири». Учить детей беззаветно служить своему Отечеству. Мы должны быть достойны прекрасного наследия! Должны ответственно относиться к судьбе республики Тыва и родной Тофаларии, как и наши предшественники.

      Содержание работ по проекту:
Исследование и создание актуальных сюжетов жизни таежников. Краеведческие и этнокультурные экскурсии в таежные поселки, родовые охотничьи угодья и стойбища в высокогорной тундре в вершинах Саян, участие в этнографических мероприятиях, поиск древних троп и памятников культурного наследия. Погружение в культуру и быт направленные на создание нового знания в ходе полевых исследований. Наблюдать охотничьи обряды добывания удачи и обычаи бережного отношения к охотничьим угодьям. Сбор первичной информации и осмысление, что служит основой для творческой работы.

      Душа тофаларов в картинах

Джалама


Силуэты Центральных Саян. Тофалария

      «На горизонте широкими мазками, сливаясь с небом, простирались бесчисленные горы Тофаларии. Чогду внимательно осмотрел все вокруг, взглядом опытного кочевого таежного оленевода и охотника. Вечерняя заря приобретала красную, а над перевалом Хурэгтын-Дабан даже багровую окраску. Среди горных пиков солнце садилось в тучи. Путешественники читали признаки ненастной погоды, облачной, с обложным дождем, возможно переходящим в снегопад с ветром. Перевал закрывался и необходимо несколько дней переждать плохую погоду. Чогду остановился на привал, собрался кипятить чай с багульником и развел костер, а Русин Сергей Николаевич достал блокнот, для дневниковых записей…..»

      В апреле текущего года началась четвертая в новом десятилетии Art-экспедиция по тропам таежных кочевников и охотников Тофаларии. Экспедиция 2013 года, продолжается четыре месяца и нам присылает дневники ее организатор, член Русского географического общества Русин Сергей Николаевич – художник живописец. Он победитель конкурса проектов РГО и получил гранд на экспедицию. Творческие исследования проходят в географически труднодоступном и малопосещаемом, но интересном районе. Маршрут похода пролегал: Нерха, Джуглым, Алыгджер, Кара-Бурень, Дугольма, Куктей, Ия и посвящен 155 летию Айгунского договора России с Китаем. Губернатор Иркутской области, председатель попечительского совета ИОО РГО отметил основные задачи экспедиций РГО - популяризацию географических и смежных знаний и воспитание патриотического отношения к своей родине.

      Art-экспедиции «Силуэты Центральных Саян. Тофалария» Русина Сергея Николаевича в уникальные уголки были хорошо организованы и позволили создать выставки в профилактории «Истоки» станции Нижнеудинск, наслаждаясь оригиналами картин мы с удовольствием слушали рассказы об удивительном и прекрасном. Загадочный горно-таежный мир вновь и вновь открывался для зрителей новыми гранями. Перелистывая страницы нового дневника, можно сделать первые выводы, что результаты путешествия оформляются в новые картины для выставки, стихи, размышления и рассказы. Собрано большое количество первичной информации, есть карта перекочевок и календарь зверолова, проведены наблюдения традиционной одежды, наскальных рисунков и многочисленных каменных сооружений. Посещались краеведческие и этнокультурные экскурсии в таежных поселках, в родовых охотничьих угодьях и стойбищах в высокогорной тундре в вершинах Саян. Погружение в культуру и быт таежников, поиск древних троп путешественником и памятников наследия рождают интересные сюжеты. О мифах Русин Сергей опрашивает таежников. Наблюдает охотничьи обряды добывания удачи и обычаи бережного отношения к охотничьим угодьям. Всю эту информацию старается осмысливать, что служит основой для творческой работы.

      На самых крупных оленях в мире члены экспедиции ехали верхом по крутым гольцам, среди каменных россыпей и моховых болот. Пищу готовили на костре. Путешественник питался традиционной пищей таежников, продуктами с диким луком, ягодой. Ароматная хлебная лепёшка, испечённая на раскалённых углях, с подсоленным чаем и оленьим молоком была деликатесом на ужин.
Художник Русин Сергей Николаевич

воскресенье, 5 мая 2013 г.

Чыгжаар



Силуэты Центральных Саян. Тофалария

     Свой идеал красоты художник ищет в простых лицах таежников. Он поэтизирует жителей горно-таежного края под влиянием современных экологических теорий о естественном, а значит и прекрасном человеке живущим цельно с природой и исполняющим свое истинное предназначение. Его искусство тихо полемизирует с миром высокой цивилизации. В портретах кисти Сергея Николаевича прописаны характеры таежников, передано физическое сходство, герои легко узнаются и интересны для наблюдения. Люди запечатлены на фоне пейзажей золотисто-рододендровой тундры в отрогах горных склонов и блестящих снегов на гольцах. Героев его картин окружают олени, охотничьи собаки. Все заняты повседневными делами, отдыхают, приготавливают пищу, поджаривают хариус или кипятят чай на кочевом костре. Это философские размышления о жизни и времени, незабываемая летопись прекрасного народа. Когда всматриваемся в картины, кажется, что руки таежников пахнут дикой ягодой.

     Художник любовно улавливает, через внешние черты, суть личности - способность учиться понимать природу и помогать тем, кто не успел это познать, разобраться во внутренних переживаниях и движениях души. Мы переживаем вместе с героиней картины, раскрывающей заботу Шибкеевой Галины, о маленькой собаке с больной лапкой и мы верили, что она ее вылечит, и она станет в тайге преданным помощником. В эфемерной красоте высокогорной тундры, единство Болхоевой Жанны и первозданного мира воспринимаются более кратковременным, недолговечным, мимолетным. Все портреты передают пульс времени. Это своеобразное путешествие по миру красоты, впечатления увиденного. Портрет молодой мамы Шибкеевой Кати, утром на перекочевке расчесывающей густые черные волосы своим детям, вплетая украшение в виде традиционных свисающих лент, любуясь непосредственностью и искренностью эмоций. Это образы счастливой человеческой жизни и истина мироздания, они пленяют жизненной силой и душевной простотой.

     Впечатления, переживания, приключения по ходу маршрута описанные в дневниках путешественника, интересны общественности. Дневники опубликованы в сети Интернет, и мы отслеживаем всё, что происходит во время путешествия. Пишет ли художник портрет хранителя языка бабушки Арактаевой Светланы Дмитриевны или встречается с путешествующей из Тувы семьей - потомками знаменитого рассказчика преданий и мифов Андалаева. Всем интересно, как приходят новые сюжеты и создаются живописные портреты. Творческие работы дополнены документально фотографиями и интересными литературными материалами о впечатлениях от встреч по всему по маршруту. Русин Сергей реализовывает задачу пропаганды географических знаний в рамках экспедиционного проекта, все материалы будут использоваться для преподавательской деятельности в художественной школе. В рамках экспедиции он проводит мастер-классы для местных жителей. По всей нитке маршрута, помимо художественных задач путешественник ведет метеорологические и этнографические наблюдения. Восхождение на почитаемые гольцы высокогорной тундры, кочевки по хребтам и перевалам, длительное пребывание на стойбищах идёт на пользу искусству художника, дополняет его работы деталями и обогащает оттенками, избегая поверхностности, репортажного подхода к живописи. На мой взгляд, когда художник живет рядом с людьми, занимающимися повседневными делами в горах и пишет их портреты под палящим солнцем и ледяным ветром у костра, они могут быть по-настоящему правдивым и глубоким. Художник вместе с таежниками выполняет все тяжелые работы, кочует по одной тропе петляющей по моховым болотам, камням и корням деревьев, в дождь и снегопад. А на пройденных перевалах, у седых Оббо, вместе с таежниками привязывает ленточки счастья «Джалама», подношение Хозяину Гор собственной веры в свои силы. И ему приходят новые творческие открытия и находки. Живописец начинал свой творческий путь с Тофаларии, и выбрал её по принципу безусловной географической удаленности, загадочности и первозданности. Эмоциональный заряд от первых экспедиций он получил такой, что остановиться не смог. Он пишет портреты в ходе одной экспедиции, часто несколько раз возвращаться в одно и то же место или просто проводит длительное время рядом с таежниками, присматриваться, чтобы люди открылись сердцем, пошли на встречу. Стараясь ежесекундно быть готовым создавать новые портреты, дополняя их интересными черточками, постепенно срисовывая образ жизни.


(Чыгжаар дыл. Хранитель языка)
Художник Русин Сергей Николаевич

пятница, 3 мая 2013 г.

Тайга


Силуэты Центральных Саян. Тофалария

      Серии картин и дневники постепенно оформляются в «Энциклопедию Тофаларии». В школе есть такой формат, как урок: когда часть времени ученики, смотрят живопись, а потом обсуждают с учителем. Из просветительского цикла художника, зритель может узнать об истории, географии, интересных природных особенностях региона, познакомиться с традициями. Получилась Тофалария в веках и лицах, своеобразная серия многолетней работы. Все картины из этого цикла созданы не за одну экспедицию. Правда, экспедиции были достаточно длительными: художник стремился вжиться в регион, терпеливо ожидал хорошей погоды и красивых пейзажей, находил интересных людей, по ходу дела ему приходили интересные сюжеты, – ведь когда приезжаешь в первозданный регион, не затронутый цивилизацией, действительность поражает сценами, которые не встретишь в городе. Художник искренно любит Центральные Саяны, и делом способствует, сохранению их первозданной чистоты. Глубокая по мироощущению и разрешающая искусством различные задачи, живопись дополняет культурную жизнь. Раскрывая новыми гранями, вечные темы, вносит творческий вклад в популяризацию района и в дело воспитания учеников. У этого проекта есть перспективы развития в виде Интернет - платформы. В цифровом пространстве создание образовательного портала, чтобы картины, литературные и фотоматериалы стали одной из составляющих частей такой платформы. Тогда фактическую и популярную информацию можно будет скачать во время урока в школе, или задать просмотр на дом, как задание и вдохновить учеников рисовать и участвовать в конкурсах - выставках. А может быть, кто-то просто захочет познакомиться с интересующим его регионом.

      Территория оленеводческих пастбищ и охотничьих угодий таежников, обладает большим разнообразием природных ландшафтов и объектов творческой деятельности. Написать мир Центральных Саян за один или два сезона Art-экспедиции сверхсложная задача, но сегодня просматриваются хорошие результаты, и мы читаем дневниковые записи и всматриваемся в портреты на выставках. Глубоко вживаясь в творческую работу путешественника, осознаем, что у него появляются новые замыслы, и мы желаем творческих успехов, здоровья и сил раскрыть эти темы в новых картинах. Осмысление действительности, сущности таежника, отношения с окружающим миром пусть остается в центре внимания художника, в путешествиях дальше активно развивать данный проект, сохраняя художественную и фактическую составляющую, не используя сомнительных фактов. Наш Сибирский край удивителен, разнообразен, неповторим и хорошо, что путешественник не стремится зрителя поразить эффектам, его искусство правдиво, это реальность. Спускаясь в глубины непосредственности поведения, он обращает внимание на самого человека, раскрывая таежную тайну и загадки взаимоотношений человека и природы. И мы зрители, познавая жизнь человека в первозданном мире не затронутым цивилизацией, сможем глубже познать себя, сделать себя мерилом жизненных отношений и постараться устроить мир истинно по-человечески, согласно требованиям природы.
Художник Русин Сергей Николаевич

четверг, 2 мая 2013 г.

Улаг


Силуэты Центральных Саян. Тофалария

      Тысячелетиями рядом с таежниками живет в прирученном состоянии Северный олень из редкой популяции лесного подвида находящийся на грани исчезновения и занесенный в Красную книгу. Это самый крупный олень в мире и на нем ездят верхом по крутым горам, гольцам, каменным россыпям и моховым болотам, при охоте за дикими оленями, водящимися летом на самых крутых гольцах в Саянах. Охотник берет с собой трех оленей быков—на одном едет, два другие везут припасы. Ежедневно меняет оленя, давая каждому оленю, таким образом, двухдневную передышку. В охотничьем угодье спутывает двух оленей, а на одном промышляет соболя. На второй день седлает другого оленя. На третий день на работу становится третий олень. На промысле зимою олень очень неприхотлив. Если нет ягеля, валит старый кедр, обросший бородатым лишайником.

      Пищу, таежники обычно готовят на костре. В горах при большой сухости воздуха, особенно зимой, при меньшем количестве кислорода и при большой физической нагрузке, оленевод теряет много воды, и для ее восполнения приходиться пить чай, утоляющий жажду без регулярности питания. Хлебная лепёшка, испечённая в костре, в раскалённом крупном песке завтрак и ужин. Оленеводы не отошли традиционной пищи прошлого, питаются мясом диких животных и домашних оленей, употребляют дикий лук, ягоды. Иногда, мясо, добытое летом, высушивают над костром. Оленье молоко употребляют в пищу. Доят оленух один раз в сутки, и надаивают около полстакана молока. Оленье молоко имеет очень высокую жирность, и пьют его с чаем подсаливая. Завозят продовольствие: на оленях или на лошадях. Художник Русин Сергей Николаевич

Одаг



Силуэты Центральных Саян. Тофалария

      Художник Русин Сергей Николаевич

Грант

Художник Русин Сергей Николаевич